Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

 

Программа развития

1.jpg

 

Введение.

          Основанием для разработки программы развития МДОУ детского сада № 46 «Машенька» является стремление наиболее  полно и эффективно реализовать социальный заказ, сформулированный в Концепции модернизации  российского образования и конкретизированный в стандартах.

      Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативно-правовых документов:

  • Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Уставом МДОУ, утвержденного Постановлением Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области от 31.03.2015 года     №  364 (далее – Устав).
  • Лицензией на образовательную деятельность № 73142 серия 50 Л01 № 0005023 от 29.04.2015 г., бессрочно.
  • Конвенцией о правах ребенка 1990г.
  • Конституцией РФ

        Муниципальное образовательное учреждение детский сад № 46 «Машенька» комбинированного вида является социально-педагогической, целенаправленной, открытой, централизованной и самоуправляемой системой.

 

  • Цель.
  • Всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.
  • Детский сад своей деятельностью: воспитанием, обучением, развитием, осуществлением необходимой коррекции, проведением профилактических и оздоровительных мероприятий - для полноценного развития ребенка решает следующие задачи:
  • Охрана и укрепление здоровья воспитанников, создание здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, умения заботиться о своем здоровье.
  • Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития.
  • Осуществление личностно - дифференцированного подхода к коррекции и развитию речи детей, устранение речевого дефекта, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевыми нарушениями.
  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
  • Обеспечение помощи семье в сохранении и укреплении физического, психического и эмоционального здоровья детей,  в осуществлении необходимой коррекции недостатков в физическом и  психическом развитии детей.
  • Создание материально-технической базы, необходимой для решения поставленных задач.

 

  1. Критерии оценки

 

  1. Критерии физического развития:
  • уровень физического развития;
  • группа здоровья;
  • резистентность (кратность заболеваний в течение года);
  • показатели двигательной активности;
  • заболеваемость.

 

  1. Критерии психического развития:
  • уровень эмоционального благополучия (тревожность, страх, агрессивность, самооценка);
  • уровень познавательной деятельности (восприятие зрительное, слуховое);
  • опосредованное запоминание, наглядно действенное мышление, обобщенность понятий, их классификация.

 

  1. Критерии социального здоровья:
  • самообслуживание;
  • личностная и мотивационная готовность к школе;
  • коммуникативные связи.

 

  1. Критерии соответствия участников педагогического процесса и материально-технической базы целям и задачам ДОУ; уровень квалификации педагогов.

 

 

 

 

  1. Информационно-аналитическая часть.

 

  • Информационная справка.

 

     Общие сведения.     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение (МДОУ) детский сад № 46 «Машенька» комбинированного вида располагается в 2-этажном кирпичном здании, построенном в 1984 году по типовому проекту.

 

Адрес: 142504. Московская область, г. Павловский-Посад, ул. Кооперативная, д.15

 

Учредитель: Администрация Павлово-Посадского муниципального района Московской области.

 

 

     Детский сад работает по пятидневной рабочей неделе с  11-ти, 12-ти часовым пребыванием детей.

     В МДОУ функционирует 6 групп. Среди них:

 

1  - группа для детей раннего возраста (от 2 до 3 лет),

2 - группы компенсирующей направленности (логопедические)

3 – группы общеразвивающей направленности

 

 

 

Общее количество воспитанников по группам

Функционирующие в дошкольном образовательном учреждении группы

2013 /14уч.г.

2014 -15уч.г.

2015 – 16уч.г.

2016-17уч.г.

групп

детей

групп

детей

групп

детей

групп

детей

Всего

6

153

6

147

6

149

6

145

групп раннего возраста

1

24

1

24

1

23

1

23

младших групп

2

48

1

26

1

29

2

41

средних групп

1

28

2

44

1

28

1

27

старших групп

1

28

1

28

2

42

1

29

подготовительных групп

1

25

1

25

1

27

1

26

ИЗ НИХ:

Коррекционные группы

2

53

2

53

2

 

52

2

55

                             

Условия комплектования групп:

  • по возрастам
  • по социальному заказу
  • группы компенсирующей направленности –  по заключению  медико – педагогической комиссии

 

Материально-техническая база.

 

       В МДОУ созданы все условия для воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Каждая группа имеет отдельный вход и спальню.

       Дошкольное учреждение оснащено полным комплектом мебели и учебным оборудованием. В МДОУ имеются  методический кабинет, музыкально-физкультурный зал, кабинет логопеда, медицинский блок.

       Методический кабинет ежегодно пополняется новинками методической литературы, новыми развивающими играми и пособиями.

       Все педагоги и специалисты обеспечены методической литературой. Детский сад оснащен в достаточном количестве мягким и жестким инвентарем, имеется физкультурное и  игровое  оборудование.

       Имеются следующие технические средства обучения: телевизор, проектор, магнитофон (3), видеомагнитофон, музыкальный центр (3), DVD-плейер (3), компьютер (6), принтер(4), сканер, ксерокс, ламинатор.

  • Библиотечный фонд составляет:
  • общий - 1250 шт. – 100%
  • методической литературы - 950 шт. – 76%
  • детской художественной литературы – 350 шт. – 24 %
    • Предметно-развивающее образовательное пространство, организованное в детском саду, способствует обогащенному развитию, обеспечивает эмоциональное благополучие, отвечает интересам и потребностям детей, в воспитательно-образовательном процессе помогает осуществлению комплексного подхода. В группах оборудованы центры активности, созданы условия для уединения и релаксации.

      Участки для прогулки детей оборудованы различными постройками. На каждом из них имеются малые архитектурные формы, спортивные сооружения и веранды. Ежегодно проводится  озеленение территории: разбиваются клумбы, цветники, ведется работа на огороде. Имеется площадка для ознакомления детей с правилами дорожного движения.

     Используются различные формы и методы работы с детьми в организации занятий: комплексные, интегрированные, занятия на едином сказочном сюжете, на ролевой игре, занятия-путешествия, занятия-драматизации, КВНы, вечера –досуги, викторины.

     Использование новых технологий в организации педагогического процесса имеет положительные результаты. Дети имеют хорошие знания по всем разделам программы.

Кадровое обеспечение.

Сведения о кадрах образовательного учреждения

  • Обеспеченность педагогическими кадрами - 100%.
  • В учреждении имеются узкие специалисты – музыкальный руководитель, учитель–логопед, педагог-психолог, физрук.

Сведения о педагогических кадрах

 

Квалификация кадров

 

2013/14уч.г.

2014/15уч.г.

2015/16уч.г.

Текущий год

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Всего педагогов

18

100

18

100

18

100

18

100

Высшей квалификационной категории

4

22

4

22

4

22

3

17

Первой квалификационной категории

4

22

4

22

5

28

8

44

Второй квалификационной категории

3

17

3

17

1

5

1

5

С высшим педагогическим образованием

8

44

8

44

8

44

10

56

Со средним специальным педагогическим образованием

7

39

7

39

8

44

8

44

Повысили квалификацию

18

100

18

100

18

100

18

100

 

 

Педагогический стаж

Количество педагогов

% от общего числа педагогов

до 3 лет

1

5

от 3 до 5 лет

1

5

От 5 до 10 лет

3

17

от 10 до 20 лет

2

11

свыше 20 лет

11

62

 

 

Распределение педагогических работников по возрасту

 

Возраст сотрудников

Кол– во  человек

%

от 20 до 30 лет

-

18 %

от 30 до 40 лет

5 чел.

6 %

от 40 до 50 лет

 4 чел.

53 %

Свыше 50 лет

  9 чел.

23 %

 

Педагогические работники награждены государственными и отраслевыми наградами.

 

Почетная грамота Министерства образования Московской области –

 

- Курдюкова О.С. – заведующий МДОУ

- Попова М.В. – музыкальный работник;

- Лысенко В.А. – воспитатель;

- Истратенкова Н.П. – воспитатель.

- Илякова М.Л. – воспитатель.

 

Благодарственное письмо Московской областной государственной думы:

- Постигова Н.М. – старший воспитатель.

 

Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации

- Постигова Н.М. – старший воспитатель.

- Попова М.В. – музыкальный руководитель.

- Истратенкова Н.П. - воспитатель      

 

Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»

- Курдюкова О.С. – заведующий МДОУ.

 

Достижения педагогического коллектива

 

2012 – 2013 учебный год – РМО воспитателей города и района по математике:  по теме     

                                              «Использование в продуктивных видах деятельности эталонов»

 

2013 – 2014 учебный год  - «РМО  воспитателей города и района ОО «Коммуникация» по 

                                               теме:  «Развитие литературных способностей дошкольников»

 

2014-2015  учебный годСеминар  заведующих  города и района по теме

                                           «Воспитатель ДОУ в условиях модернизации образования»

 

2016-2017 учебный год«РМО  воспитателей по программе «Добрый мир» Шевченко Л.Л.

на тему   «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России»

 

Коллектив МДОУ детский сад № 46 «Машенька»  награжден:

   - Благодарственным письмом  Главы Павлово-Посадского муниципального района Московской области как победитель районного конкурса «Лучшее предприятие», 2014г.;

   - Благодарственным письмом Главы города Павловский Посад за участие в городском конкурсе по благоустройству и образцовое содержание территории, 2014г.

 

Содержание образования.

 

  • Содержание воспитательно-образовательного процесса обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
    • Воспитательно-образовательный процесс строится в соответствии с Основной образовательной программой ДОУ в соответствии ФГОС ДО.
    • А также с использованием следующих программ:

Программы

Автор программы

Наименование программы

Основные

Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.

«Детство» СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,, 2014г..

Н.Е. Вераксы, Т.С Комарова, М.А. Васильева

«От рождения до школы»

Парциальные

Н.А. Рыжова М.:

Наш дом – природа, И\д Карапуз, 2001

О.Л.Князева, М.Д. Маханева  

Приобщение детей к истокам русской народной культуры СПб,: Детство-Пресс, 2009

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Просвещение – 2008.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В

Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. М: Просвещение - 2008

Ушакова О.С

Программа развития речи дошкольников.. – М.:ТЦ Сфера, 2009

О.П. Радынова

Музыкальные шедевры, М.: Гном-Пресс,1999

Л.В.Куцакова

 

«Конструирование и художественный труд в детском саду» 

Л.Д.Глазырина

«Физическая культура – дошкольникам»

Л.Л. Шевченко.

«Добрый мир» , 2012г.

Рабочая программа

Коллектив МДОУ № 46

 

«Азбука здоровья».

 

       Занятия дополнительного образования проводятся во вторую половину дня для детей старшей группы  продолжительностью не более 20-25 минут и подготовительной группы не превышает 25-30 минут. 

     Дополнительное  образование:

  • Православный кружок  «Зернышки света, любви и добра».

 

Платные услуги:

  • Танцевальный кружок «Каруселька».
  • Подготовка детей к школе.

      Используя сочетание данных программ мы обеспечиваем охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие  творческих способностей; приобщение наших воспитанников к общечеловеческим ценностям.

      Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ охватывает все основные направления развития ребенка. Основной метод обучения  -  проблемно-поисковый.  Прежде всего,  поощряется познавательная активность ребенка; очень важен эмоциональный настрой, поддерживающий интерес к занятиям.  Организация занятия  построена таким образом, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Обучение  идет в контексте практической и игровой деятельности.

      Форма занятия  -  подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.

  • Используются различные формы и методы работы с детьми в организации занятий: комплексные, интегрированные, занятия на едином сказочном сюжете, на ролевой игре, занятия-путешествия, занятия-драматизации, КВНы, вечера –досуги, викторины. Использование новых технологий в организации педагогического процесса имеет положительные результаты. Дети имеют хорошие знания по всем разделам программы.
  • Детский сад работает по следующим приоритетным направлениям:
  1. Социально-личностное развитие.
  2. Художественно-эстетическое развитие.

 

      Коррекционная работа по исправлению недостатков в развитии речи детей проходит  через функционирование логопедических групп - старшей и подготовительной. Работу с детьми  проводит учитель-логопед  путем индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. Все  занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.  Ежегодно 99% детей логопедической группы выпускаются в школу с полностью устраненными дефектами речи и хорошей подготовкой. (Приложение №  1 )

  • Большое внимание педагоги уделяют интеллектуальному развитию детей. Реализация задач идет через парциальные программы: «Наш дом – природа», Н.А.Рыжовой, «Мир природы и ребенок» Л.М.Маневцовой, « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, «Добрый мир» Л.Л. Шевченко.

     Знакомство с окружающим миром проходит через экскурсии, мини-лаборатории, игры-эксперименты, что позволяет экспериментально-деятельностным методом освоить качества и свойства различных предметов и веществ, увидеть, что получается при их взаимодействии.  Рассказывая о том, что увидели, дети осваивают такие виды речи как: монолог, диалог, речь-заключение,  речь – доказательство, описание.

     На занятиях по математике и в свободной деятельности педагоги используют дидактический материал: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, развивающие игры Воскобовича, развивающие панно на ковролине, благодаря чему у детей  развивается логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Задача педагогов – не научить бессмысленному счету и решению типовых задач, а научить умению думать, размышлять, развивать у детей творческое воображение, внимание, память.

       Значительное место в системе воспитания занимает художественно-эстетическое направление. Задача коллектива – познакомить детей с красотой окружающего мира, учить ценить родную природу, восхищаться ею, беречь ее. Особую роль в становлении изобразительной деятельности детей играет развитие их художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Развитие умения детей понимать язык искусства через собственную деятельность, через усвоение знаний, умений и навыков осуществляется педагогами, как на занятиях, так и в дополнительной образовательной деятельности  – «Пластилиновые фантазии».

     В детском саду хорошо организовано музыкальное воспитание.  Музыкальные руководители используют парциальные программы «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой и «Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой, которые позволяют творчески решать задачи по обучению и слушанию мировой классической и современной музыки.  Музыкальным руководителем  Поповой М.В  проводятся занятия танцевального кружка «Каруселька».

      Уже много лет, работая по программе «Детство», ряду парциальных программ и учебным рабочим программам  «Азбука здоровья», педагоги ДОУ строят свою  педагогическую деятельность на принципе личностно-ориентированного подхода во взаимодействии педагога и ребенка, что позволяет строить  всю деятельность по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста на совершенно новом, современном уровне и добиваться положительных результатов. Педагогическое общение  воспитателя с воспитанниками направленно на создание благоприятного психологического климата в группе.

 

  • Неотъемлемой частью всестороннего воспитания детей является и духовно-нравственное воспитание. И наша задача создать условия для целостного духовно-нравственного развития личности ребенка, для обеспечения его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к основам отечественных традиционных духовных и нравственной ценностей, к основам православной культуры.
  • Цель. Развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. 
  • Задачи:
  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России.
  2. Воспитание любви к Родине, семье.
  3. Создание условий творческого развития.
  4. Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей.

    В ДОУ созданы все условия для успешной реализации современных программ и для полноценного развития детей. Лучший опыт воспитателей представлен в следующих вариантах: конспекты занятий, перспективные и календарные планы работы; информационный материал по работе с родителями, материалы детского творчества.

     Опыт педагогов ежегодно бывает представлен на РМО и семинарах для старших воспитателей и руководителей ДОУ.

  • Оздоровительная работа

     Образовательный процесс в ДОУ охватывает все основные направления развития ребенка, но особое внимание уделяет совершенствованию физического развития, закаливанию и оздоровлению детей.

     В основу разработки концептуальных направлений развития мы закладываем следующие задачи:

  1. Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных средств физического воспитания, оптимизации двигательной активности на свежем воздухе.
  2. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья.
  3. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

      В детском саду созданы все  условия для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни, для закаливания, оздоровительной гимнастики.

      В результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт личности.

     Особенно актуальна проблема формирования здоровья и полноценного психофизического развития ребенка в жизни дошкольного учреждения для детей, имеющих ослабленное здоровье.

       Основой работы с детьми после болезни является назначение щадящего оздоровительного режима, который выражается:

  1. В назначении особого режима дня (одеваются и выходят на прогулку последними, заходят в группу раньше на 10 минут; ложатся спать в первую очередь, встают в последнюю и т.д.).
  2. В назначении особого режима физического воспитания – мед. отвод от утренней гимнастики, НОД по физическому развитию или уменьшение нагрузки, ослабление по силе и длительности закаливающих мероприятий.
  3. В изменении сроков проведения (временные отводы) или отмена (постоянные отводы) профилактических прививок.
  4. Назначение дополнительных воспитательных воздействий во время НОД (помощь, поощрение и т.д.)

     Для детей дошкольного возраста проводятся занятия по учебной рабочей программе «Азбука здоровья». Программа ориентирована на формирование у детей позиции познания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширения знаний и навыков по гигиенической культуре. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делает акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении определенных заданий. Программа рассчитана для работы с детьми от 3 до 7 лет. Занятия содержат познавательный материал, соответственно возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка, которые закрепляются в повседневной жизни. В занятия включены не только вопросы физического развития детей,  но и вопросы духовного здоровья.

      Дошкольное учреждение территориально граничит со стадионом «Заречье». Это дает нам возможность расширить формы работы с детьми.

  • Коррекционно-речевая работа
  • Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Коррекционная работа логопеда направлена на устранение речевого дефекта детей и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
  • Задачи коррекционной работы:
  • формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
  • помочь детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка;
  • готовить к обучению грамоте, помочь овладеть ее элементами;
  • развивать навыки связной речи.
    • Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы включаются в непосредственное общение. Дети учатся применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в разных видах деятельности.
    • Основная форма коррекционного обучения: логопедические занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.
    • Комплексный подход педагогов к данной проблеме, использование в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий обеспечивают интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми  логопедической группы. Работу в группах осуществляют: учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель.
    • Важным условием эффективности коррекционной работы является взаимодействие работы логопеда и воспитателя. Совместно решая задачи развития речи воспитанников группы, они не подменяют, а дополняют работу друг друга.
    • В результате совместной работы осуществляется развитие психофизических возможностей, выразительной, связной речи, эмоционально-личностной сферы, артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи, сенсорных возможностей.
    • Комплексная модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов, которая представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка способствует хорошей успеваемости в школе.
    • Методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемые педагогами, весьма разнообразны и имеют несколько направлений: логопедическое, коррекционно-педагогическое, физкультурно-оздоровительное и музыкальное.
    • Логопедические группы оборудованы речевыми зонами, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобраны, кроме наглядно - иллюстрированного материала по лексическим темам, основным фонетическим группам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха.
    • В группах создана обстановка теплого эмоционального контакта, установлены партнерские отношения с детьми, организована работа по общей и индивидуальным программам, развитию артикуляционной моторики, укрепления мышц лица, формированию правильного произношения звуков и т.д.
    • Привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка во многом облегчает работу специалистов и ускоряет успехи ребенка.
    • В работе с родителями используются разнообразные формы: родительские собрания, просмотры фронтальных и индивидуальных занятий, речевые семейные праздники, консультации, семинары-практикумы.
    • Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:
  • в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
  • в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.
Работа с семьей

 

      Семьи наших детей - жители близлежащего микрорайона. Средний возраст родителей - от 20 до 45 лет. Социальный анализ семей воспитанников показывает, полные семьи составляют 65% от общего числа семей, 10% - многодетные семьи,  84% родителей работают в различных организациях города и области, 47% родителей - люди со средним специальным, 26% - с высшим образованием, 7,5% родителей имеют педагогическое образование.

      Необходимым условием успешного всестороннего развития ребенка являются единые позиции воспитателей и родителей по отношению к обучению и воспитанию детей. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не детский сад и не школа, а прежде всего родители, семья.
      Главная цель работы педагогов с семьей -  это психолого-педагогическое просвещение, оказание помощи в воспитании детей, профилактика нарушений в детско-родительских отношениях. Укреплению позитивных взаимоотношений, сотрудничества семьи и детского сада, выработке единой стратегии мы уделяем большое внимание, используя разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс.

 

Формы взаимодействия ДОУ с семьей

 

 

 

 

 

Формы общения

·         родительские собрания

·         консультации

·         индивидуальные беседы

·         оформление информационных стендов

·         открытые занятия

     

Анкетирование родителей

·         вновь поступающих детей

·         выявление социального заказа

·         выявление затруднений родителей в воспитании детей

     

Ящик доверия и книга отзывов

     

Эмоционально-насыщенные формы  общения

·         праздники

·         развлечения

·         досуги

·         совместные мероприятия

                     

 

 

Социум

   В жилом микрорайоне, где расположено наше дошкольное учреждение, оно единственное. Однако, есть основания,  считать наше МДОУ конкурентноспособным, занимающим прочное место на рынке образовательных услуг. Это объясняется наличием хорошей материальной базы и оказываемыми образовательными услугами.

      МДОУ работает в тесном контакте с МОУ  СОШ №5.

Ежегодно директором школы и заведующей   составляется план преемственности детского сада и школы, основными задачами которого являются:

  1. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, обеспечивающей общую и специальную готовность к переходу к школьному обучению.
  2. Совершенствование форм организации и методов обучения как в детском саду, так и в  начальной школе.

             

     Детский сад также взаимодействует и  с другими организациями социума. Организуются экскурсии на почту, в магазины, поликлинику. Проводятся совместные мероприятия с храмом Вознесения Господня, библиотекой Городковской фабрики, со стадионом «Заречье».

 

        1.2.          Анализ состояния   ДОУ.

   

      Программа развития МДОУ за период 2013 – 2016 гг. была направлена на сохранение психоэмоционального и физического здоровья дошкольника,  развитие индивидуальных способностей детей, формирование достаточного уровня развития предпосылок учебной деятельности для обеспечения успешности ребенка.

      Одно из приоритетных направлений в ДОУ -  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. На протяжении многих лет строится по плану, через реализацию программы «Здоровье»,  учебной рабочей  программы «Азбука здоровья»  и Л.Д. Глазыриной «Физическая культура дошкольников».

      В начале учебного года  проводится обследование  физического развития воспитанников. Анализируется состояние здоровья детей. На основании показателей здоровья строится дальнейшая работа – участие в физкультурно-спортивных мероприятиях, закаливании, организации всех режимных моментов. Ослабленным детям уделяется особое внимание при проведении всех лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. Большое внимание уделяется правильной организации режима дня, соблюдения принципа гибкости, систематичности и индивидуального подхода при его организации, что является залогом успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Проанализировав,  нашу работу за последние 3 года отмечаем снижение заболеваемости. (См. приложение)

 

Улучшился индекс здоровья:

2014г. –   28,0 %,

2015г. –   29,0 %,

2016г. –   32,0 %.

     Для увеличения индекса здоровья в дальнейшем в работе необходимо использовать и применять  здоровьесберегающие технологии в различном сочетании для укрепления физического и психического здоровья ребенка и продолжать работу по формированию у детей навыков здорового образа жизни.

  • Несмотря на причины заболеваемости детей, которые носят объективный характер, за последние 3 года отмечается динамика количества здоровых детей с высоким и средним уровнем физической подготовленности (см. приложение 2).
  • Анализируя работу по физическому воспитанию и оздоровлению, следует отметить и негативные моменты:
  • педагогами еще недостаточно проводится работа по формированию двигательной активности на занятиях;
  • не всегда систематически проводятся спортивные досуги;
  • неэффективное использование спортивного оборудования;
  • отсутствие отдельно выделенного физкультурного зала.
    • Работа по исправлению негативных моментов поставлена на контроль.
    • Анализируя работу по сохранению и укреплению здоровья детей, необходимо отметить положительные результаты. Отсюда следует сделать вывод, что при этих негативных моментах работа по данному направлению поставлена на достаточно хорошем уровне.
      Важнейшими условиями, влияющими на результативность педагогического процесса, являются человеческие ресурсы, а именно педагогические кадры учреждения.

 

         Повышение уровня квалификации обеспечивается участием педагогов в методических объединениях, через курсы повышения квалификации, самообразование, развитие педагогического опыта. Много возможностей в этом плане дают тесные контакты ДОУ с внешними организациями.                            

       Важнейшей характеристикой ДОУ является социально-психологический климат в коллективе. В настоящее время сформирован коллектив единомышленников с благоприятным психологическим климатом, способствующим нормальному процессу решения стоящих перед коллективом задач. Наше ДОУ обеспечивает психологический комфорт педагогам, создает атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех, стремление создать все условия для сохранения и укрепления здоровья.

        Материально-техническое обеспечение ДОУ позволяет решать воспитательно-образовательные задачи. Структура предметно-развивающей среды, наряду с групповыми комнатами включает специализированные помещения, что позволяет осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников. Каждое помещение ДОУ используется для разнообразной работы.

      Воспитательно-образовательный процесс отвечает требованиям комплексности и включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей детей.   

 

    Как показывает практика, созданные в ДОУ, помогают успешно решать проблему адаптации ребенка в начальной школе.

      Представленный анализ результатов оценки работы учреждения позволяет выявить следующие особенности его деятельности:

  1. Основной целью, желаемым результатом педагогического процесса является развитие гармоничной личности ребенка, готовой к самореализации через доступные ему виды деятельности.
  2. По главным показателям желаемого результата коллектив ДОУ добивается высоких показателей, свидетельствующих о всестороннем развитии детей.
  3. Отмечена динамика сохранения и развития здоровья детей, совершенствуется социально-психологическое развитие детей.
  4. Организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуально-психологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям. Содержание учебно-воспитательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей, школы), обеспечивает обогащенное развитие детей за счет использования базовых программ. Педагогический процесс в детском саду имеет развивающий и корригирующий характер, способствует формированию у детей реального образа мира и себя, развитию их способностей.
  5. Созданы необходимые условия для решения задач на должном уровне:
  • собран коллектив профессионально подготовленных специалистов, осуществляется подготовка кадров, создан благоприятный социально-психологический климат в коллективе, отношения между администрацией и коллективом строятся на основе сотрудничества и взаимопомощи;
  • материально-техническое обеспечение ДОУ соответствует требованиям, предъявляемым к предметно-развивающей среде, которые обеспечивают эмоциональное благополучие детей. (Приложение № 4)
    • Подводя итоги, за прошедшие пять лет, можно сделать вывод – педагогическим коллективом за данный период проведена большая работа,  как в плане становления педагогического мастерства, так и в плане воспитания, развития и обучения детей в соответствии с требованиями, диктуемыми обстоятельствами и обществом.
  1. Концепция программы развития.


       В основе концепции развития МДОУ детского сада № 46 «Машенька» комбинированного вида, направленной  формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению и оздоровление часто болеющих и ослабленных детей и позволяющей реализовать воспитательно-образовательную деятельность в полном объеме.

       Коллектив дошкольного учреждения продолжает работу по избранным ранее приоритетным направлениям, необходимость чего диктуется предшествующим опытом и достигнутыми результатами. Ими являются:

  • Социально-личностное развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.

Ключевая идея.  Сконцентрированное содержание образования ориентирует педагогов на создание единого образовательного пространства как среды развития и саморазвития личности ребенка. Это создает условия для достижения оптимального уровня психофизического здоровья, получения позитивного опыта в обучении и общении, художественно-творческом мировосприятии и реализации всего права на образование, развитие, адаптацию.

Задачи реализации концепции

  • Обогащение условий для сохранения, укрепления психофизического здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности.
  • Реализация коррекционно-развивающей поддержки детям с трудностями в речевом и эмоционально-волевом развитии.
  • Организация и осуществление развивающего обучения, предполагающего обязательную включенность ребенка как субъекта деятельности в учебном процесс: опора на его познавательные потребности, поисковую активность, самостоятельность, позитивное эмоциональное восприятие ситуации.
  • Направленность воспитательно-образовательного процесса на развитие творческого мировосприятия ребенка.
  • Реализация в педагогических технологиях основных гуманистических принципов: ненасилия, признание права ребенка на самостоятельность, выбор.

 

Принципы концепции развития

  • Принцип личностной ориентации. 

Позволяет осуществлять гуманистическое и творческое влияние педагога на процесс развития личности ребенка.

  • Принцип природосообразности.

Предполагает, что определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей, состояние физического здоровья, социально-нравственных представлений).

  • Принцип культуросообразности.

Реализуется в ходе воспитания детей,как общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях, присущих нашей культуре и социуму.

  • Принцип дифференциации.

Позволяет организовать воспитание и обучение детей:

  • по уровню развития;
  • состоянию здоровья;
  • возрастным особенностям;
  • интересам и творческому потенциалу;
  • половому признаку.
  • Принцип коррекционно-развивающего обучения.

Реализуется через единство диагностики и коррекции.

 

Содержание образовательного процесса

        Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду в полном объеме реализуется через ООП ДО МДОУ № 46,  примерную основную программу «Детство» под редакцией  Т.И. Бабаевой , А.Г. Гогоберидзе  и З.А.Михайловой , переработанную в соответствии с ФГОС и  рядом парциальных программ.

    МДОУ при планировании работы на ближайшие несколько лет ставит перед собой следующие задачи:

  • Сохранить имеющийся контингент.
  • Улучшить условия их пребывания в ДОУ: продолжить работу по совершенствованию предметно-развивающей среды и дизайна групповых комнат, кабинетов и всего помещения в целом.

        Одним из направлений  в работе ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. Реализация задач данной деятельности  проводилась через учебную рабочую программу  «Азбука здоровья», программу Л.Д.Глазыриной «Физическая культура дошкольникам», Б.Б.Егорова «Развивающая педагогика оздоровления». Далее работа по физкультурно-оздоровительной деятельности будет продолжена по следующим направлениям:

  • реализация задач программы «Здоровье» и учебной рабочей программы «Азбука здоровья»;
  • развитие и внедрение новых форм физкультурно-оздоровительной деятельности, снятие напряженности в организации режимных процессов;
  • развитие двигательной активности через разнообразие форм детской деятельности;
  • взаимодействие педагогов, специалистов, медицинских работников и родителей;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, устранение факторов отрицательно влияющих на здоровье;
  • создание здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в ДОУ, использование новых здоровьесберегающих технологий: Су-джок терапии, песочной игротерапии;
  • продолжение совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к здоровому образу жизни на основе Программы-минимум ;
  • создание в ДОУ климата эмоционального комфорта.

 

      Контингент детей с дефектами речевого развития с каждым годом увеличивается, в помощи логопеда нуждается каждый второй ребенок, поэтому в последующие три года будет продолжена работа по коррекции речевого развития и задачей на предстоящий период будет: совершенствование коррекционной работы по исправлению недостатков в развитии речи детей.

     В дальнейшем будет продолжена работа по познавательно-речевому развитию через организацию проектной деятельности с использованием современных игровых технологий речевого и математического развития.

   Многоплановая работа педагогического коллектива по улучшению содержательно-образовательных услуг требует создания определенных условий в плане материально-технического обеспечения:

  • обновить и пополнить недостающим оборудованием кабинет логопеда, медицинский и методический кабинеты;
  • приобрести иллюстрированный, наглядный материал, развивающие игры нового поколения и сюжетно-ролевые;
  • оборудовать спортивную площадку;
  • обновить и пополнить современными игрушками игровые уголки в группах;
  • приобрести материалы для эстетического оформления всех помещений ДОУ.

    Педагогический коллектив будет повышать свой профессиональный уровень в соответствии с планом повышения квалификации.

        Дополнительные образовательные услуги будут реализованы в работе кружков:

      -  «Зернышки света, любви и добра» (социально-личностной направленности).

Платные услуги:

- Танцевальный кружок «Каруселька».

  • - Подготовка детей к школе.

      - «Пластилиновые фантазии» (художественно-эстетической направленности),

    

 

Будет продолжаться совместная работа по преемственности с МОУ СОШ № 5 по утвержденному плану.

Оценка образовательного процесса:  Основными показателями результативности ДОУ как целостной воспитательной системы будут следующие:

  • психологический климат в ДОУ;
  • комфортность в ДОУ для педагогов, детей; отношение родителей к детскому саду;
  • психологическая защищенность детей.

Методы отслеживания: анкетирование педагогов и родителей, наблюдение за детьми.

 

Условия реализации программы развития

        Образовательные ценности и содержание образовательного процесса, заявленные в концепции определяют желаемый  результат деятельности ДОУ, конечной целью которого является формирование гармонично-развитой личности ребенка. Исходя из заявленной концепции, выдвинуты основные направления развития ребенка, которые реализуются во взаимосвязи, как свойство целостной личности ребенка, обладающего определенными задатками и свойствами.


         Содержание задач развития личности ребенка связано с укреплением и совершенствованием физического и психического здоровья, формированием  характеристик личности воспитанников.

        Условия реализации содержания образовательного процесса, заявленного в концепции,  гарантирует право ребенка на обязательный минимум развития его личности, интересов и способностей. Наряду с этим, ориентируясь на социальный заказ, требования индивидуального дифференцированного подхода и право выбора образовательных программ родителями и педагогами,  используется ряд  вариативных программ и услуги дополнительного образования. Диагностика коррекционной работы, диагностика физического развития ребенка и диагностика педагогическая, проводится педагогами по всем видам детской деятельности.
      Условием реализации образовательного содержания концепции, является совершенствование педагогического процесса.

Подписка на новости сайта
Подписчиков — 6
Изображение
Общероссийский рейтинг школьных сайтов
Победитель
«Победитель. Лето 2018»